Следуй за мной! ;)

СЕЙДЫ

СЕЙДЫ - ритуальные рукотворные туры-идолы, сложенные из камней или реже - из дерева. Культ сейдов был общим для всей Лапландии, одной из главных особенностей лопарской религии. Сейд (сейде, сейте, сайво) по-саамски означает священный камень. Лопарское слово "сейд" означает "божество"; так называли природные "вещи", которые становились предметом поклонения, утверждают, что сейды по своей натуре, если так можно сказать, - злые, поэтому их надо задабривать. По некоторым верованиям саамов, в рукотворные сейды вселялись души умерших, и этим душам не нравится, когда кто-либо нарушает их покой.

Сейды установлены на пологих скалистых склонах, с которых хорошо видны море и места рыболовного и звероловного промысла. Сейд мог быть природным валуном или скалой или же искусственным сооружением из нескольких камней.

Наибольшее скопление сейдов (целый пантеон каменных божеств) расположены на островах Немецком и Русском Кузовах в 30 км к востоку от города Кемь (Карелия). Здесь обнаружено несколько сотен скоплений камней, хотя обычно находят одиночные сейды в местах проживания саамов. На острове Немецкий Кузов можно увидеть сейды в виде огромных валунов, поставленных на "ножки" - мелкие камни. На верхней плоскости сейда часто устанавливалось несколько небольших камней, под сейдами часто встречались разноцветные мелкие камешки. Некоторые сейды напоминают по форме бюст человека с камнем-головой, напоминающей человеческую, собачью или птичью. Камни цилиндрической формы, поставленные впереди такого сейда, напоминают руки. С сейдами в виде скоплений камней связана легенда об окаменевших немцах, которые хотели напасть на Соловецкий монастырь и попали на остров во время бури, но бог покарал их, превратив в камни. В основе легенды лежат попытки шведов напасть на монастырь в XVII веке со стороны острова.

На острове Русский Кузов (Карелия), на вершине Лысой горы найдено около 200 сейдов, некоторые из которых напоминают по форме "каменных баб".

Еще одно скопление сейдов - в районе проживания саамов возле Ловозера и Сейдозера.

Ученые не пришли к единому мнению о назначении сейдов. 1) Одни считают их домашними богами, покровительствующими либо семье, либо человеку. 2) Есть версии, что сейды являлись покровителями рода, дающими промысловое счастье приносящему жертвы, в этом случае строения, похожие на животных, - покровители промыслов, а на человека - служили для поклонения предкам. 3) Еще одно возможное назначение сейдов - служить указательными дорожными знаками и разграничительными "погранзнаками". 4) Есть и версии о магическом назначении постоек. Согласно представлениям саамов, сейды способны придавать пролетающим над ними предметам магические свойства - охотники выстреливали над сейдами пули в деревяшки, извлекали пулю и с тех пор считали ее заговоренной.