Следуй за мной! ;)

Самостоятельная работа на этапе получения знаний

Февраль 27, 2009 Автор: nXn

Самостоятельная работа применяется чаще всего на этапах закрепления изученного материала и при проверке знаний, хотя может использоваться на всех этапах процесса обучения. Задача учителя — научить учащихся самостоятельно приобретать знания.

Самостоятельная работа является одним из традиционных методов обучения математике.

Наиболее часто на уроках математики применяются следующие виды самостоятельной работы:

  • работа с книгой;
  • самостоятельная работа тренировочного характера (выполнение типовых упражнений и задач, аналогичных тем, которые выполнялись с помощью учителя);
  • выполнение домашних заданий;
  • проверочные самостоятельные работы.

Самостоятельная работа применяется чаще всего на этапах закрепления изученного материала и при проверке знаний, хотя может использоваться на всех этапах процесса обучения, в частности, и в процессе получения знаний. Задача учителя — научить учащихся самостоятельно приобретать знания, научить их учиться.

Наибольший развивающий эффект в процессе самостоятельного изучения какой-либо темы достигается при условии обеспечения учащихся достаточными по объему и разнообразию дидактическими материалами.

Для самостоятельного изучения темы «Перпендикулярность прямых и плоскостей» (10 класс) был разработан дидактический материал. Вся тема разбита на пять блоков, которые содержат определения, теоремы, для доказательства каждой из которых предложен план, вопросы для повторения и задачи. Для самоконтроля предложены контрольные вопросы и домашние контрольные работы.

Применение данного дидактического материала предполагает следующее. Перед началом изучения темы материал раздается ученикам. Сразу же учитель оговаривает сроки изучения темы и сообщает даты зачетов (их может быть 3) и итоговых контрольных работ. На зачеты выносятся контрольные вопросы, предложенные в пособии, или любые другие (на усмотрение учителя). Зачет можно проводить как в устной, так и в письменной форме. Устный зачет может сдаваться в урочное или внеурочное время по желанию ученика. На устном зачете предполагаются только теоретические вопросы. Письменный зачет сдается во время урока и включает в себя помимо теоретических вопросов задачи. На сдачу зачета ученик приходит с выполненной домашней контрольной работой, которая сдается учителю на проверку, оценка за нее выставляется в журнал.

Помимо зачетов и домашних контрольных работ учитель должен осуществлять текущий контроль: проверка тетрадей, где ученик записывает определения, теоремы и их доказательства, решения задач.

В процессе самостоятельного изучения темы учитель консультирует ученика, при необходимости оказывает ему помощь в выполнении заданий, корректирует их.

Самостоятельное изучение темы даст возможность учащемуся воспользоваться правом выбора: потратить меньше времени на доказательство теоремы (чем при списывании с доски, следуя за объяснением учителя), уделить больше внимания решению задач, и, наконец, просто выйти за рамки школьной программы и заняться тем, к чему лежит душа.

Данный проект апробировался в Могилевском областной лицее № 1 в 2002 — 2003 учебном году на уроках геометрии в 10-м классе математико-информатического профиля и доказал свою эффективность. Самостоятельное изучение темы отдельными учениками предполагает ситуацию, когда учащийся сам овладевает понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, и, разумеется, не предполагает обучения на чисто исследовательской основе как альтернативу традиционной организации чистой репродукции.